Церковные записки и требы
В тех семьях, где с уважением и почтением относятся к традициям православного благочестия, имеется «Помянник» – особая книжечка, в которую из поколения в поколение записывают имена живых и усопших для молитвенного поминовения.
О церковных записках
Церковная записка – в сущности разовый помянник "О здравии" или "О упокоении", подаваемый для особого поминовения на Церковном Богослужении и требует к себе такого же уважения. В записках, подаваемых для поминовения на проскомидии с выниманием частиц из просфоры, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви. Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и умерших для их поминовения.
Поминальные записки разделяются на две категории. Во все категории (за исключением молебна - куда пишут имена лишь о здравии и панихиды - в которую вписываются имена только о упокоении), можно подать записки, как "О здравии", так и "О упокоении".
1. РАЗОВЫЕ ПОМИНАНИЯ (на одну службу) – простая поминальная записка, записка на проскомидию, записка заказная, записка заказная с прошением, молебен, панихида (лития).
2. ДЛИТЕЛЬНЫЕ ПОМИНАНИЯ (на указанный срок) – сорокоуст (40 поминовений), полгода, год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и священник храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках и близких.
Оформляются записки на молебен и на панихиду также как и на Божественную Литургию, следующим образом: вверху изображается православный восьмиконечный Святой Крест ☦, затем озаглавливается вид записки (например: О здравии "Молебен благодарственный Спасителю", О Здравии "Молебен Владимирской иконе Божией Матери", О упокоении "Панихида"), а далее пишутся имена обычным порядком. Имена пишутся полные и в родительном падеже (о здравии или упокоении кого? - Тамары, Наталии, Кирилла). Узнайте церковное написание имен (например: Ивана - Иоанна, Степана - Стефана, Светланы - Фотинии, Юлии - Иулии).
Если вы хотите, чтобы поданная вами поминальная записка была прочитана внимательно и без ошибок, придерживайтесь устоявшихся канонов:
1). Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается и их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона);
2). Пишите четким, понятным почерком, лучше - печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких – подайте несколько записок;
3). Ребенок до 7 лет, называется младенцем, от 7 до 15 - отроком (отроковицей);
4). Не надо указывать титулы, звания, профессии, фамилии, отчества поминаемых и их степени родства по отношению к вам;
5). Не допускается писать: "старца", "страждущего", "заблудшего", "озлобленного", "скорбящего", "учащегося", "девицы", "вдовицы", "беременной". Если упоминаемая вами женщина беременна, в православной традиции перед именем принято указывать "непраздная" (можно в понятном сокращении);
6). Допускается включение в записку слов: "монаха/монахини", "болящего", "путешествующего", "воина", "заключенного";
7). В заупокойных записках отметьте "новопреставленных" (сокр.-новопр.) - усопших в течение 40 дней по кончине, "приснопамятных" (сокр.-п/п.) - усопших, имеющих в этот день памятные даты (именины, день смерти), "убиенных".
Поминальные записки разделяются на две категории. Во все категории (за исключением молебна - куда пишут имена лишь о здравии и панихиды - в которую вписываются имена только о упокоении), можно подать записки, как "О здравии", так и "О упокоении".
1. РАЗОВЫЕ ПОМИНАНИЯ (на одну службу) – простая поминальная записка, записка на проскомидию, записка заказная, записка заказная с прошением, молебен, панихида (лития).
- Простая поминальная записка - это простое поминовение о здравии или о упокоении имен указанных в записке, которое во время Богослужений зачитывается в алтаре священником, или алтарником (помощником священника), без вынимания частиц из просфоры.
- Записка на проскомидию - молитвенное поминовение, которое возносится священником на проскомидии, с выниманием частиц из просфоры за каждое имя поминаемого христианина. В конце Литургии вынутые частицы, символизирующие души живых или умерших христиан, погружаются в Чашу, где они будут омыты в Крови Христовой, а значит и грехи помянутых христиан омоются в Его Крови. Таким образом на души поминаемых, за которых приносится эта очистительная жертва, нисходит Божья благодать и освящение.
- Записка заказная - (или, как ее еще называют – "обедня"), читается священником два раза. Первый раз – в преддверии Литургии на проскомидии, вынимая при этом частички из просфоры за каждое имя, которые в конце службы будут опущены в Чашу с Кровью Христовой. Второй раз поминаются имена на Литургии во время ектеньи (особой формы совместного моления). Таким образом, о тех, кто поминается в заказной обедне, соборно молится вся церковь, а значит с молящимися таинственно пребывает и Сам Бог. "Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них." (Мф.18:20).
- Записка заказная с прошением - (или как ее еще называют - "особая с молебном"), "Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам." (Ин.16:24). Во время возношения молитв, к каждому имени присовокупляется особое прошение. Если человек болящий, то прошение о болящем, если путешествующий, то прошение о благополучном путешествии, если у человека какая-то другая нужда, то прошение о благополучном исполнении просимого. Читается священником, в первый раз во время проскомидии с выниманием частиц из просфоры, второй раз поминовение на Литургии во время ектеньи, кроме того еще возносятся особые молитвы на молебне, после окончания Литургии. Поэтому традиционно, заказавшему такую требу подобает находиться в церкви до окончания всей службы и самому принимать непосредственное участие в усердном молении на протяжении всего Богослужения, в т.ч. на молебне, проводящемся после окончания литургии.
- Молебен - это особое Богослужение о живых в различных житейских нуждах и поэтому записки на него подаются только о здравии. Молебны бывают общие (по окончании Божественной Литургии) и заказные (совершаются священником по просьбам прихожан). В поминальной записке указывается кому мы имеем усердие отслужить молебен. Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее образам), или почитаемым святым – по желанию прихожанина. Благодарственный молебен служится только Господу, так как все в мире совершается через Него по молитвам святых и Богородицы.
- Панихида - это особое Богослужение о почивших членах Православной Церкви, на котором не возносятся молитвы о усопших, сознательно отвергших Бога, отпавших от Православия в расколы, ереси и секты, отлученных от Церкви, а также о самоубийцах. Подавая на панихиду записки о упокоении наших близких и сродников, мы таким образом облегчаем их загробную участь. И чем чаще мы молимся о них, тем лучше становиться их участь. Панихида служится перед кануном – особым столиком квадратной, или прямоугольной формы, с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение в память об усопших близких.
- Лития - заупокойная треба в виде сокращенного варианта панихиды, по составу молитв заупокойная лития представляет собой финальную часть панихиды.
2. ДЛИТЕЛЬНЫЕ ПОМИНАНИЯ (на указанный срок) – сорокоуст (40 поминовений), полгода, год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и священник храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках и близких.
- Сорокоуст – это многоразовое поминовение. В течении сорока дней, когда совершаются в храме службы, священник всякий раз поминает записанное Вами имя, и вынимает за этого человека частицу из просфоры.
- Полгода – эта когда имя будет поминаться на каждой службе в течении полугода, и в каждый раз будет выниматься частица из просфоры для омовения грехов.
- Год – имя поминается на каждой службе в течении всего года с выниманием частицы из просфоры.
Оформляются записки на молебен и на панихиду также как и на Божественную Литургию, следующим образом: вверху изображается православный восьмиконечный Святой Крест ☦, затем озаглавливается вид записки (например: О здравии "Молебен благодарственный Спасителю", О Здравии "Молебен Владимирской иконе Божией Матери", О упокоении "Панихида"), а далее пишутся имена обычным порядком. Имена пишутся полные и в родительном падеже (о здравии или упокоении кого? - Тамары, Наталии, Кирилла). Узнайте церковное написание имен (например: Ивана - Иоанна, Степана - Стефана, Светланы - Фотинии, Юлии - Иулии).
Если вы хотите, чтобы поданная вами поминальная записка была прочитана внимательно и без ошибок, придерживайтесь устоявшихся канонов:
1). Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается и их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона);
2). Пишите четким, понятным почерком, лучше - печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких – подайте несколько записок;
3). Ребенок до 7 лет, называется младенцем, от 7 до 15 - отроком (отроковицей);
4). Не надо указывать титулы, звания, профессии, фамилии, отчества поминаемых и их степени родства по отношению к вам;
5). Не допускается писать: "старца", "страждущего", "заблудшего", "озлобленного", "скорбящего", "учащегося", "девицы", "вдовицы", "беременной". Если упоминаемая вами женщина беременна, в православной традиции перед именем принято указывать "непраздная" (можно в понятном сокращении);
6). Допускается включение в записку слов: "монаха/монахини", "болящего", "путешествующего", "воина", "заключенного";
7). В заупокойных записках отметьте "новопреставленных" (сокр.-новопр.) - усопших в течение 40 дней по кончине, "приснопамятных" (сокр.-п/п.) - усопших, имеющих в этот день памятные даты (именины, день смерти), "убиенных".
О церковных требах
Значение слова Треба – по смыслу определяет особое священнодействие и молитвословие не совершаемое ежедневно и не относящееся к суточному богослужебному кругу, которое совершаются священником по требованию (надобности) отдельных прихожан.
В частности, к требам относятся:
Молебны - Особое богослужение о живых (Церкви земной странствующей);
Панихида - Особое богослужение об усопших (Церкви небесной торжествующей);
Обряды - Отпевание. Погребение. Освящение квартиры, колодца, дома, садового участка, машины и пр;
Таинства - Святое Крещение. Исповедь. Елеосвящение. Венчание. Причащение на дому;
и другие молитвенные чины и последования, имеющие сугубо частный характер.
В частности, к требам относятся:
Молебны - Особое богослужение о живых (Церкви земной странствующей);
Панихида - Особое богослужение об усопших (Церкви небесной торжествующей);
Обряды - Отпевание. Погребение. Освящение квартиры, колодца, дома, садового участка, машины и пр;
Таинства - Святое Крещение. Исповедь. Елеосвящение. Венчание. Причащение на дому;
и другие молитвенные чины и последования, имеющие сугубо частный характер.
В нашем храме вы можете подать записки о здравии и упокоении, заказать молебны о здравии и панихиды по усопшим, сорокоусты.
Вместе с тем стоит отметить, что сегодня в храмах зачастую присутствует потребительское отношение к Церкви, как к некоей "конторе" (организации клириков на содержании), которая стоит отдельно от нас и обязана оказывать нам религиозные услуги, причем даже бесплатно.
По слову апостола Павла, Церковь есть продолжение Воплощения, в котором каждый христианин - присутствие Христа в мире, а значит и каждый из нас должен быть готов принимать непосредственное участие в деле святого созидания во славу Божию и во спасение своей души, активно участвовать в жизни прихода, а не переваливать все только на плечи клира.
Вместе с тем стоит отметить, что сегодня в храмах зачастую присутствует потребительское отношение к Церкви, как к некоей "конторе" (организации клириков на содержании), которая стоит отдельно от нас и обязана оказывать нам религиозные услуги, причем даже бесплатно.
По слову апостола Павла, Церковь есть продолжение Воплощения, в котором каждый христианин - присутствие Христа в мире, а значит и каждый из нас должен быть готов принимать непосредственное участие в деле святого созидания во славу Божию и во спасение своей души, активно участвовать в жизни прихода, а не переваливать все только на плечи клира.
Дорогие братья и сестры, просьба относиться к установленным цифрам пожертвования в нашем храме не как к прейскуранту, а как к рекомендательному призыву помочь храму вот такой именно посильной суммой. Это необходимый минимум (предел возможностей храма), если цифры будут меньше, это может усугубить и без того сложное финансовое положение храма.